Психологическая диагностика

Психологическая диагностика это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Успешность обучения, воспитания и социализации ребенка зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого-педагогическая диагностика. Она помогает:

  • выявить особенности и нарушения развития;
  • определить оптимальный педагогический и образовательный маршрут;
  • обеспечить индивидуальное сопровождение ребенка, в зависимости от типа его развития.

ВАЖНО! Основные требования (принципы) психолого-педагогической диагностики (М.Р. Битянова):

  • комплексный подход к изучению человека;
  • единство диагностики и коррекции, учет зон актуального и ближайшего развития ребенка;
  • личностный подход;
  • учет ведущей деятельности ребенка;
  • принцип динамического изучения ребенка, оценки динамики его развития;
  • качественно-количественный подход при анализе данных.

Как правило методы диагностики и методики каждый психолог выбирает самостоятельно в зависимости от круга решаемых задач. У педагога-психолога, работающего в дошкольном образовании, обязательным является:

  • диагностика готовности к школьному обучению, которая может включать в себя:
    • -изучение познавательной сферы (изучение памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения);
    • -анализ эмоционально-личностной сферы (самооценка, личностные особенности ребенка);
    • -диагностику мотивационно-потребностной сферы (мотивы, актуализированные у ребенка)

  • наблюдение за детьми в период адаптации к детскому саду (заполнение адаптационных карт);
  • изучение особенностей личностного развития (особенности эмоциональной и поведенческой сферы; особенности отношения с близкими людьми, сверстниками в группе и т.д.)
  • диагностика детей в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ

Дополнительно диагностика детей может проводиться по запросам родителей (законных представителей), педагогов и администрации учреждения.

/Источник:
Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая
диагностика дошкольника, 2014 год/

Психологическая диагностика

Психологическая диагностика это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Успешность обучения, воспитания и социализации ребенка зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого-педагогическая диагностика. Она помогает:

  • выявить особенности и нарушения развития;
  • определить оптимальный педагогический и образовательный маршрут;
  • обеспечить индивидуальное сопровождение ребенка, в зависимости от типа его развития.

ВАЖНО! Основные требования (принципы) психолого-педагогической диагностики (М.Р. Битянова):

  • комплексный подход к изучению человека;
  • единство диагностики и коррекции, учет зон актуального и ближайшего развития ребенка;
  • личностный подход;
  • учет ведущей деятельности ребенка;
  • принцип динамического изучения ребенка, оценки динамики его развития;
  • качественно-количественный подход при анализе данных.

Как правило методы диагностики и методики каждый психолог выбирает самостоятельно в зависимости от круга решаемых задач. У педагога-психолога, работающего в дошкольном образовании, обязательным является:

  • диагностика готовности к школьному обучению, которая может включать в себя:
    • -изучение познавательной сферы (изучение памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения);
    • -анализ эмоционально-личностной сферы (самооценка, личностные особенности ребенка);
    • -диагностику мотивационно-потребностной сферы (мотивы, актуализированные у ребенка)

  • наблюдение за детьми в период адаптации к детскому саду (заполнение адаптационных карт);
  • изучение особенностей личностного развития (особенности эмоциональной и поведенческой сферы; особенности отношения с близкими людьми, сверстниками в группе и т.д.)
  • диагностика детей в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ

Дополнительно диагностика детей может проводиться по запросам родителей (законных представителей), педагогов и администрации учреждения.

/Источник:
Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая
диагностика дошкольника, 2014 год/